С детства ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего его мира, и взрослому важно развивать и поддерживать познавательную активность дошкольников, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
У детей среднего дошкольного возраста недостаточно представлений о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для роста растений, недостаточно развит их интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому мы решили разработать и реализовать проект "Юные агроинженеры", поскольку исследовательская, поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка и он настроен на познание мира. Тема разработанного нами проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть воспринята детьми среднего дошкольного возраста.
Тип нашего проекта: долгосрочный. Мы начали в декабре, и закончится в августе, когда соберем осенний урожай.
Ведущей идеей инновационного проекта является создание мини-огорода и книги "Юный агроинженер", которые позволят целенаправленно развивать исследовательские навыки у детей среднего дошкольного возраста, повысить качество знаний для успешной социализации личности.
Для успешной работы по реализацию проекта мы создали все необходимые условия: в группе есть уголок природы, где дети могут наблюдать за комнатными растениями и ухаживать за ними, паспорт комнатных растений, настольные и дидактические игры, мини-лаборатория, "Календарь природы", создан мини-огород, закуплено специальное оборудование "Аэросад" для проращивания семян растений, ящики с землей, семена растений, палочки для рыхления, лопаты, лейки, грабли и т.д.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, мы решили, что при реализации данного проекта будет эффективным использование "Книги юного агроинженера", где мы с детьми фиксируем и делаем зарисовки наблюдений за ростом растений.
Создание мини-огорода и "Книги юного агроинженера" позволили осуществить целенаправленное развитие исследовательских навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Проект рассматривает задачи формирования исследовательских навыков у дошкольников и предлагает решения проблем когнитивного развития путем организации ряда мероприятий в детском саду, направленных на изучение окружающей нас природы посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности.
Данный проект позволит дошкольникам формировать знания об окружающем мире с помощью практических навыков. Проект реализуется через взаимодействие участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников и социума.
Качество реализации проекта обеспечивается использованием: нормативно-правовых ресурсов, программно-методического обеспечения, методического обеспечения, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов, информационных ресурсов.
Наш проект реализуется поэтапно:
На первом, подготовительном этапе (декабрь 2021 года) мы определили цель и задачи проекта, собрали информационный материал, составили плана работы с детьми, педагогами, родителями воспитанников и социумом.
На втором практическом этапе (январь - август 2022 года) проводятся запланированные мероприятия по реализации проекта «Юные агроинженеры». Дети рассматривали лук, семена баклажанов, огурцов, фасоли, овса, кресс-салата, цветов (ноготки, бархатцы). С помощью родителей создали мини-огород на подоконнике и дошкольники с удовольствием ухаживали и наблюдали за ростом растений. С воспитанниками систематически проводим познавательные беседы: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей». Очень нравятся детям играть в дидактические игры «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию» и др. Дети с удовольствием проводят занимательные опыты: «Условия, необходимые для роста растений», «Нужна ли вода растениям?», «Почва - что это такое?» и т.д. Были установлены взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек. Совместно с детьми и их родителями придумывали истории о том, как ухаживать за растениями. Результаты экспериментов и наблюдений заносим в "Книги юного агроинженера".
В ходе реализации проекта дети познакомились с художественной литературой об овощах: загадками, стихами, поговорками. Дошкольники вместе с родителями сделали детские книжки с загадками и сказками об овощах. Была оформлена выставка рисунков "От семени к ростку". На данном этапе наша работа продолжается.
На 3–м этапе - заключительном (август 2022 года): мы планируем обобщить знания детей о культурных растениях, научимся формулировать выводы, систематизировать результаты работы в виде альбомов, фотогазет, презентаций, видеороликов.
С педагогами обобщим и распространим опыт работы по реализации проекта через педагогический совет, организацию выставок, участие в конкурсных мероприятиях и на муниципальных мероприятиях, публикации статей и методических разработок по теме проекта в печатных и электронных изданиях разного уровня.
Для родителей и социума планируем распространить результаты проекта и методические рекомендации по совершенствованию различных форм исследовательской деятельности дома через онлайн и оффлайн форматы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что работу можно использовать для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром. Также этот проект может применяться педагогами в практической деятельности. Родители могут применить в домашних условиях.
Наш проект подтвердил, что дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
На всех этапах работы над проектом отмечались: неугасаемый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться. Мы увидели, что экологическое воспитание способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру. Эта работа приносит детям большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле.
Результатами проделанной работы по экологическому воспитанию, проводимой ежедневно, позволяет сделать вывод, о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольников, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Список источников:
—————
Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Родители должны понимать, что основное значение в развитии ребёнка имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в формировании и развитии ребёнка не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд детей.
Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования , который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование моделирования в процессе развития речи имеет два аспекта:
– служит определенным методом познания;
– является программой для анализа новых явлений.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
Знакомство с графическим способом представления информации.
Формирование навыка дешифровки модели.
Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнка в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Ведение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
силуэтные и предметные картинки;
В старшем дошкольном возрасте дети более подробно знакомятся с понятием “предложение” и учатся анализировать и синтезировать предложения, используя метод моделирования их. Слова – это домики, где живут «Звуковички». В домиках столько окошек, сколько слогов. Если в слове только один слог, то в домике будет одно окно, если два слога – два окна, если три слога – три окна и т. д. Если строим схему предложения, то первую часть схему всегда выделяем: если это домики, то первый домик будет самым большим, если полоски – то первая всегда будет выше остальных.
Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется;
эмоциональное отношение;
По данной схеме, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не происходит развитие умения самостоятельного логичного и последовательного описания предмета.
—————
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей российской образовательной системы, в том числе на дошкольном уровне, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от 5 страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Дошкольное детство – уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию. Наблюдая за взрослыми и старшими детьми, общаясь с ними, ребенок дошкольного возраста перенимает закрепленные в культуре способы взаимодействия людей и действий с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся детской личности.
Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребенку овладевать умениями и навыками в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Ребенок является существом не только социальным, но и духовным. Это следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но обогащая ее традиционными духовными представлениями и образами.
Чрезвычайно важно, чтобы мир дошкольника наполнялся, в первую очередь, образами культуры того народа, наследником традиций которого ребенок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ национального самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым материальным миром, своей семьей, другими людьми, духовным миром.
Русский педагог Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), исследуя проблемы духовно-нравственного воспитания детей, отмечал, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Эти составляющие духовной жизни находят свое выражение «в чувствах, работе ума и активности».
Само духовно-нравственное воспитание, которое понимается как содействие формированию духовной сферы ребенка, предполагает целенаправленное развитие трех основных человеческих способностей: - нравственной способности – к различению добра и зла; - эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного; - религиозной способности – к различению истинного и ложного.
В основе развития этих способностей непременно лежат нравственные, эстетические, религиозные идеалы и эталоны, заданные в контексте традиции и усвоенные личностью как ценностные, определяющие смысл жизни категории. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоциональнопрактического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольной организации и семьи в создания единого контекста воспитания и развития будущей личности на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему, призванную сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Это крупномасштабный образовательный проект, включающий все ступени образования от дошкольного образования до вузовской и постдипломной подготовки, объединяющий семью и образовательное учреждение. Авторы программы – Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук (РАЕН), главный редактор издательского дома «Истоки», г. Москва; Александр Васильевич Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, членкорреспондент Российской Академии естественных наук (г. Вологда). Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Сегодня программа «Истоки» успешно реализуется в 62 субъектах РФ: Вологодской, Тюменской, Костромской, Калининградской, Нижегородской областях, Чувашской Республике, Республике Саха (Якутия) и других. Система Истоковедения развивается уже в течение 18 лет, что бесспорно является показателем ее эффективности.
В Комитете Государственной Думы по образованию и науке рассмотрены материалы, связанные с реализацией программы «Социокультурные истоки»: «Комитет отмечает, что РАЕН ведет целенаправленную работу по развитию национальных духовных ценностей, развитию обучения и воспитания как единого процесса. Комитет по образованию и науке считает возможным поддержать инициативу РАЕН по развертыванию научно-исследовательских, образовательных и издательских программ, направленных на развитие национальных духовных ценностей, позитивно отнестись к опыту Администрации Вологодской области по внедрению социокультурного подхода в обучении и воспитании, дальнейшему развитию программы «Социокультурные истоки».
Цели и задачи программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования:
– формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России;
– организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
– формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.
Задачи программы:
– интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
– формирование гражданской ответственности и осознание учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
– приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
– укрепление статуса образовательной организации как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС дошкольного образования решаются на основе следующих отличительных особенностей программы «Социокультурные истоки»:
– учет возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-7 лет при отборе и определении системы духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей для работы с дошкольниками;
– использование в работе с детьми нового вида образовательного инструментария: серии книг для развития и альбомов для рисования, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного смысла осваиваемых категорий и ценностей;
– использование системы здоровьесберегающих активных занятий – ресурсный круг, работа в паре, работа в четверке, работа в микрогруппе – с использованием развивающих педагогических технологий;
– создание педагогом в группе комфортно-доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, отсутствие отрицательных оценок по отношению к детям и взрослым;
– развитие у дошкольников на каждом активном занятии психических функций восприятия, мышления, чувствования, мотивации на совершение добрых дел, на совместное достижение результатов;
– формирование у детей и их родителей системы жизненно важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности;
– гармоничное развитие ребенка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, песен, изобразительного творчества, обладающих развивающим и оздоровительным эффектом.
Одной из важнейших особенностей программы «Социокультурные истоки» является объединение обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей.
Программа создает условия для перевода категорий Истоков в практическую плоскость и путем совместной деятельности с родителями присоединения детей и их семьи к единым социокультурным ценностям. Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является подготовкой следующего. При этом создаются реальные условия для самосовершенствования всех участников образовательного процесса. Программа «Социокультурные истоки» объединяет воспитательные и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовнонравственных категорий и ценностей, позволяет детям осваивать знания не на информационном уровне, а на уровне социокультурного опыта и личностного развития.
Программой предусмотрено, начиная с младшего дошкольного возраста, развитие взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, ответственного отношения к своим делам и поступкам. В процессе обучения успешно решаются задачи развития речи и языкового сознания, общения, образного мышления, кругозора, внимания, памяти, а также творческих способностей, связанных с музыкально-исполнительской и художественной деятельностью дошкольников. Знания, которые получает ребенок в программе «Истоки», соединяются с нравственной основой, преподносятся в культурно-историческом контексте, во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такое восприятие действительности формирует ответственность ребенка за свои дела и поступки, формирует его как личность.
Программа создает условия для саморазвития и самоорганизации личности ребенка, постепенно развивает у детей эмоционально-чувственную сферу, коммуникативные и управленческие способности, мотивацию совершать добрые дела. Расставляет акценты на те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе, – инициативность, самостоятельность, любознательность, активность, целеустремленность и способность быть успешным в жизни на основе применения полученного социокультурного опыта. Одной из особенностей данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий.
Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт общения с детьми, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы взаимодействия с ребенком и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности. Реализация программы «Социокультурные истоки» обеспечивает социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляет открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный, в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию.
Ожидаемые результаты программы «Социокультурные истоки», наряду с ее воспитательным потенциалом позволяют: объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения; устранить разрыв между дошкольным образованием и начальной школой, начальной и основной, полной школой, между общеобразовательной, профессиональной и высшей школой; выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта; в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
—————
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации направлен на решение ряда задач, в том числе:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит получение знаний о своей семье, городе, стране, в которой они живут, сохранение традиций и накопление соответствующих материалов, оформляющихся как мини-музеи в дошкольных группах. Дети получают возможность увидеть предметы старинной утвари и старинной одежды; в «избе» слушают народные сказки, поют колыбельные песни, знакомятся с обычаями русского, чувашского народов. Работая с книгами, как в группах, так и в детской городской библиотеке, воспитатели обращают внимание на иллюстрации, содержание произведений, также на описание положительных поступков и подвигов героев.
В учреждении создаются необходимые условия для образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: физкультурный и музыкальный залы, экологический кабинет, кабинет психолога, логопеда, спортивная площадка и др.
Реализуя задачи духовно-нравственного воспитания детей, педагоги подбирают наиболее эффективные формы по всем направлениям образовательного процесса: познавательному, речевому, художественно-эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях, такие условия естественным образом создаются в коллективных формах организации детской активности.
Традиционными для нас стали экскурсии в краеведческий музей, в музей и библиотеку храма Новомучеников и исповедников Российских; создание коллективных работ: рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т.п.; участие в выставках детских рисунков и поделок, реализация проектов: «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела», «Моя страна», «Мой родной город», «Моя семья» и др.
Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный процесс.
Воспитатель ежедневно устанавливает душевную и духовную связь с ребёнком, от его педагогического мастерства зависит личностное развитие ребенка, успешность его социализации. Педагог в детском саду должен пробуждать познавательную активность ребенка, поддерживать его созидательную инициативу и уметь направлять ее в нужное русло, формировать общественное мнение, ориентированное на общечеловеческие духовные ценности. Не у каждого воспитателя и не сразу получаются такие контакты с детьми, поэтому одной из задач методической работы с кадрами является повышение уровня их личной ответственности за каждого воспитанника, информационной и технологической компетентности.
Наиболее подходящими для этого являются семинары – практикумы, круглые столы, аукционы педагогических идей, тренинги общения – помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Некоторые педагоги демонстрируют свой опыт коллегам на открытых просмотрах различных форм работы с детьми, на мастер-классах. Эффективны в плане повышения мастерства воспитателей и смотры-конкурсы, организуемые как внутри детского сада, так и участие в мероприятиях, организованных другими службами.
Подключаем к нашей общей работе по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей наших воспитанников: через информационные стенды постоянно извещаем о событиях каждого дня в детском саду, радуем их достижениями детей и ведем индивидуальные беседы о замеченных проблемах и отклонениях в их развитии. Организуем обучение родителей способам взаимодействия с детьми по реализации образовательной программы в контексте решения задач духовно- нравственного воспитания.
Литература:
—————
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Речевая предметно-развивающая среда
Речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие.
Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях?
Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов»).
Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т.е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов. Если в семье мальчик и девочка, то должна быть отдельная зона или уголок уединения.
Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой» и др., палочки, веревочки и т. п. Для сооружения построек дети в игровом уголке должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители («ЛЕГО»). Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п., и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в магазинных коробках, в шкафу.
Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.
Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно – символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.).
Наборы образно - символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что–то может находиться на рабочем столе ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь. Родители должны приучать будущих школьников проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний, уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и делать простейшие выводы.
Огромное значение в развитии речи детей имеют книги. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т. д., книги с познавательным содержанием. Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.
Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка.
Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка. «Умелые руки – это развитый мозг», - писали Никитины. Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку.
Весь материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке. Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок.
Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.
Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать.
Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
—————
Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Классификация рефлексии
1. По содержанию:
2. По цели:
Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: «Дерево творчества», «Светофор», «Солнышко», «Цветик - многоцветик».
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия: «Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).
3. По типу занятия:
4. По форме деятельности:
5. По функции:
6. По способам проведения:
То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:
1) физическая рефлексия (успел / не успел);
2) сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно);
3) интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы: - Что он делал, или что происходило?
- Что он чувствовал при этом? - Как он участвовал в том, что происходило? - Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.
Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе». Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.
Ход: Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры
"У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача — не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.
Задание понятно? Приступайте".
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Расскажи, что у вас получилось?
2. Получился ли у вас совместный рисунок?
3. Как вы договорились, что будете рисовать?
4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?
5. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?
6. Как вы их преодолели?
7. Вы доволен тем, что получилось?
8. Легко ли Вам было работать в паре?
9. Получил ли ты удовольствие от совместной работы?
10. Чему Вы сегодня научились?
Особенности проведения рефлексии:
Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.
Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.
—————
—————
Проблема непонимания между ребенком и родителем, к сожалению, очень актуальна в настоящее время. И, зачастую, эту стену непонимания очень трудно разрушить, хотя, при желании, каждый родитель непременно смог бы это сделать. Почему же современные родители и их дети так «далеки» друг от друга? Что является причиной непонимания между родителем и ребенком? Ответ, на самом деле, прост: родители не умеют слушать, а, главное, слышать своих детей, но, в то же время сами хотят, чтобы их самих дети слушали беспрекословно.
Как же изменить ситуацию? Как разрушить эту стену непонимания между родителями и детьми?
Я считаю, что это возможно при условии, что взрослые станут более внимательными, чуткими и терпеливыми к своим детям, научатся слушать и слышать своего ребенка.
Как же обстоят дела на самом деле, в реальной жизни? В большинстве своем родители либо вовсе не слушают своего ребёнка, либо делают вид, что слушают, ограничивая диалог с ребенком многозначительными фразами типа «да-да». Родители наивно полагают, что дети не понимают этого. И зря! Ребёнок очень остро чувствует невнимательность по отношению к себе. В результате он «закрывается» в общении, по сути, берёт пример с вас самих и ограничивается формальными репликами, например, «всё нормально, мама».
Так что, уважаемые родители, чтобы достигнуть взаимопонимания с ребенком, для начала, вы сами должны искренне захотеть понять своё дитя.
Во время беседы с ребёнком постарайтесь вести себя сдержанно, быть терпимым и не прерывать его речь. Если вам хочется, вставит свою реплику, задумайтесь сначала, необходима ли она. Не забывайте, что ваша задача– помочь ребенку суметь выразить свои чувства и эмоции.
Высказывайте своё мнение только тогда, когда ребёнок окончательно изложил свою позицию. Очень важно сохранять визуальный контакт с ребёнком во время разговора. Как можно внимательнее следите за тем, что говорит ребёнок, чтобы правильно понять смысл его рассказа. Если вы чего-то не понимаете, не бойтесь уточнить детали.
Во время беседы ни в коем случае не сидите с равнодушным непроницаемым выражением лица. Постарайтесь как можно эмоциональнее демонстрировать свою реакцию: не поленитесь удивиться, улыбнуться или даже ужаснуться в подходящий момент. Не скупитесь на эмоции. Умейте чувствовать, что интересно ребёнку, и говорите с ним об этом.
Если ребёнок порывается что-то вам рассказать, вы видите, что его беспокоит, тревожит что-то, отложите все дела и уделите время своему ребенку. Не совмещайте «слушание» с посторонними делами. Обязательно находите хотя бы 15- 20 минут в день, чтобы выслушать его внимательно, постараться понять и помочь при необходимости.
Не засыпайте ребёнка вопросами, не устраивайте допрос. Просто помогите ему высказаться, не пытайтесь перебивать, вставлять свои комментарии. Обычно ребёнок хочет не столько получить ваш совет, рекомендацию, сколько просто рассказать о каком-то событии, поделиться впечатлениями от увиденного или услышанного где-либо.
Слушая ребёнка, старайтесь быть с ним на «одной волне». Вы спросите: «Как это?» Очень просто! Когда ребёнок что-то рассказывает, различными способами показывайте ему вашу внимательность и заинтересованность в его рассказе: кивайте головой, смотрите в глаза и т.д.
Общаясь с ребенком, уважайте его вкусы, интересы, будьте к нему добры. Даже если нужна строгость, пусть она соединится с добротой в равных пропорциях. Ваши глаза должны излучать терпение, желание услышать юного собеседника. К сожалению, умение слушать дано далеко не всем, это великое искусство, которому родители должны научиться ради своих детей.
Научившись слышать ребёнка, вы останетесь лучшими друзьями на
всю жизнь.
—————
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований. Вместе с этим, исследования И.С. Ильиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк и других ученых убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым относится поступление в детский сад.
"При попадении в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ". Дети часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). "Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности)".
Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет.
"Любая адаптация-это приспособление индивида к новым условиям существования". Адаптация делится на биологическую и социальную. Биологическая-изменение физиологической активности органов систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда-помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.
Социальная адаптация- формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. «Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации».
Цель адаптационного периода - благоприятное приспособление малыша к новым условиям его существования.
Задачи:
1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.
Если психолог, логопед, воспитатель, помощник воспитателя и все участники педагогического процесса ДОУ, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе- тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года-2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте-1 месяц.
«Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя». Тяжелая адаптация может длится месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо –резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто более, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв- страх-стресс-срыв адаптации-болезнь.
Второй тип адаптации-легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя адаптации физиологические «срывы» все возможны. И последний тип адаптации- средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но не надолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. «К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков".
Для того чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2-3 лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. «Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность». Чтобы адаптация ребенка детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.
1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).
2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует заранее проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.
3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.
4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.
5. Следует в присутствии ребенка не высказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.
В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.
Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить на время с начала работы группы (7.00) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка.
Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.
Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.
Среди них можно выделить следующие (Т.В.Костяк):
1. Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному. Находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе- в уголке для игр с песком).
2. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);.
3. Подвижные игры-забавы, основная цель которых- доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.
4. Все виды театра-настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми. Ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральным персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
5. Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных (2), в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Одно из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2-3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.
Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения-туалетную комнату, спальню. Поэтому удобные для ребенка более старшего возраста методы ознакомления с обстановкой ( экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста имеют ограниченное применение. Наиболее эффективны для снижения риска возникновения стрессовой ситуации будут следующие факторы:
Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими). Привнесение (насколько это возможно) в обстановку группы знакомых ребенку предметов- игрушки, подушки, книги, коврики. Детей раннего возраста в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что «чужие». Ребенок тяготеет к тому, что ему привычно.
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду-очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем-не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.
—————
—————
Список тегов пуст.
Дети с удовольствием играли чувашские подвижные и настольно-печатные игры.