Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Классификация рефлексии
1. По содержанию:
2. По цели:
Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: «Дерево творчества», «Светофор», «Солнышко», «Цветик - многоцветик».
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия: «Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).
3. По типу занятия:
4. По форме деятельности:
5. По функции:
6. По способам проведения:
То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:
1) физическая рефлексия (успел / не успел);
2) сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно);
3) интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы: - Что он делал, или что происходило?
- Что он чувствовал при этом? - Как он участвовал в том, что происходило? - Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.
Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе». Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.
Ход: Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры
"У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача — не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.
Задание понятно? Приступайте".
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Расскажи, что у вас получилось?
2. Получился ли у вас совместный рисунок?
3. Как вы договорились, что будете рисовать?
4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?
5. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?
6. Как вы их преодолели?
7. Вы доволен тем, что получилось?
8. Легко ли Вам было работать в паре?
9. Получил ли ты удовольствие от совместной работы?
10. Чему Вы сегодня научились?
Особенности проведения рефлексии:
Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.
Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.
—————
Дети с удовольствием играли чувашские подвижные и настольно-печатные игры.