Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей российской образовательной системы, в том числе на дошкольном уровне, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от 5 страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Дошкольное детство – уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию. Наблюдая за взрослыми и старшими детьми, общаясь с ними, ребенок дошкольного возраста перенимает закрепленные в культуре способы взаимодействия людей и действий с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся детской личности.
Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребенку овладевать умениями и навыками в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Ребенок является существом не только социальным, но и духовным. Это следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но обогащая ее традиционными духовными представлениями и образами.
Чрезвычайно важно, чтобы мир дошкольника наполнялся, в первую очередь, образами культуры того народа, наследником традиций которого ребенок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ национального самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым материальным миром, своей семьей, другими людьми, духовным миром.
Русский педагог Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), исследуя проблемы духовно-нравственного воспитания детей, отмечал, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Эти составляющие духовной жизни находят свое выражение «в чувствах, работе ума и активности».
Само духовно-нравственное воспитание, которое понимается как содействие формированию духовной сферы ребенка, предполагает целенаправленное развитие трех основных человеческих способностей: - нравственной способности – к различению добра и зла; - эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного; - религиозной способности – к различению истинного и ложного.
В основе развития этих способностей непременно лежат нравственные, эстетические, религиозные идеалы и эталоны, заданные в контексте традиции и усвоенные личностью как ценностные, определяющие смысл жизни категории. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоциональнопрактического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольной организации и семьи в создания единого контекста воспитания и развития будущей личности на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему, призванную сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Это крупномасштабный образовательный проект, включающий все ступени образования от дошкольного образования до вузовской и постдипломной подготовки, объединяющий семью и образовательное учреждение. Авторы программы – Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук (РАЕН), главный редактор издательского дома «Истоки», г. Москва; Александр Васильевич Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, членкорреспондент Российской Академии естественных наук (г. Вологда). Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Сегодня программа «Истоки» успешно реализуется в 62 субъектах РФ: Вологодской, Тюменской, Костромской, Калининградской, Нижегородской областях, Чувашской Республике, Республике Саха (Якутия) и других. Система Истоковедения развивается уже в течение 18 лет, что бесспорно является показателем ее эффективности.
В Комитете Государственной Думы по образованию и науке рассмотрены материалы, связанные с реализацией программы «Социокультурные истоки»: «Комитет отмечает, что РАЕН ведет целенаправленную работу по развитию национальных духовных ценностей, развитию обучения и воспитания как единого процесса. Комитет по образованию и науке считает возможным поддержать инициативу РАЕН по развертыванию научно-исследовательских, образовательных и издательских программ, направленных на развитие национальных духовных ценностей, позитивно отнестись к опыту Администрации Вологодской области по внедрению социокультурного подхода в обучении и воспитании, дальнейшему развитию программы «Социокультурные истоки».
Цели и задачи программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования:
– формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России;
– организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
– формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.
Задачи программы:
– интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
– формирование гражданской ответственности и осознание учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
– приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
– укрепление статуса образовательной организации как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия в соответствии с ФГОС дошкольного образования решаются на основе следующих отличительных особенностей программы «Социокультурные истоки»:
– учет возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-7 лет при отборе и определении системы духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей для работы с дошкольниками;
– использование в работе с детьми нового вида образовательного инструментария: серии книг для развития и альбомов для рисования, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного смысла осваиваемых категорий и ценностей;
– использование системы здоровьесберегающих активных занятий – ресурсный круг, работа в паре, работа в четверке, работа в микрогруппе – с использованием развивающих педагогических технологий;
– создание педагогом в группе комфортно-доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, отсутствие отрицательных оценок по отношению к детям и взрослым;
– развитие у дошкольников на каждом активном занятии психических функций восприятия, мышления, чувствования, мотивации на совершение добрых дел, на совместное достижение результатов;
– формирование у детей и их родителей системы жизненно важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности;
– гармоничное развитие ребенка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, песен, изобразительного творчества, обладающих развивающим и оздоровительным эффектом.
Одной из важнейших особенностей программы «Социокультурные истоки» является объединение обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей.
Программа создает условия для перевода категорий Истоков в практическую плоскость и путем совместной деятельности с родителями присоединения детей и их семьи к единым социокультурным ценностям. Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является подготовкой следующего. При этом создаются реальные условия для самосовершенствования всех участников образовательного процесса. Программа «Социокультурные истоки» объединяет воспитательные и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовнонравственных категорий и ценностей, позволяет детям осваивать знания не на информационном уровне, а на уровне социокультурного опыта и личностного развития.
Программой предусмотрено, начиная с младшего дошкольного возраста, развитие взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, ответственного отношения к своим делам и поступкам. В процессе обучения успешно решаются задачи развития речи и языкового сознания, общения, образного мышления, кругозора, внимания, памяти, а также творческих способностей, связанных с музыкально-исполнительской и художественной деятельностью дошкольников. Знания, которые получает ребенок в программе «Истоки», соединяются с нравственной основой, преподносятся в культурно-историческом контексте, во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такое восприятие действительности формирует ответственность ребенка за свои дела и поступки, формирует его как личность.
Программа создает условия для саморазвития и самоорганизации личности ребенка, постепенно развивает у детей эмоционально-чувственную сферу, коммуникативные и управленческие способности, мотивацию совершать добрые дела. Расставляет акценты на те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе, – инициативность, самостоятельность, любознательность, активность, целеустремленность и способность быть успешным в жизни на основе применения полученного социокультурного опыта. Одной из особенностей данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий.
Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт общения с детьми, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы взаимодействия с ребенком и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности. Реализация программы «Социокультурные истоки» обеспечивает социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляет открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный, в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию.
Ожидаемые результаты программы «Социокультурные истоки», наряду с ее воспитательным потенциалом позволяют: объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения; устранить разрыв между дошкольным образованием и начальной школой, начальной и основной, полной школой, между общеобразовательной, профессиональной и высшей школой; выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта; в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
—————
Дети с удовольствием играли чувашские подвижные и настольно-печатные игры.