С детства ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего его мира, и взрослому важно развивать и поддерживать познавательную активность дошкольников, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
У детей среднего дошкольного возраста недостаточно представлений о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для роста растений, недостаточно развит их интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому мы решили разработать и реализовать проект "Юные агроинженеры", поскольку исследовательская, поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка и он настроен на познание мира. Тема разработанного нами проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть воспринята детьми среднего дошкольного возраста.
Тип нашего проекта: долгосрочный. Мы начали в декабре, и закончится в августе, когда соберем осенний урожай.
Ведущей идеей инновационного проекта является создание мини-огорода и книги "Юный агроинженер", которые позволят целенаправленно развивать исследовательские навыки у детей среднего дошкольного возраста, повысить качество знаний для успешной социализации личности.
Для успешной работы по реализацию проекта мы создали все необходимые условия: в группе есть уголок природы, где дети могут наблюдать за комнатными растениями и ухаживать за ними, паспорт комнатных растений, настольные и дидактические игры, мини-лаборатория, "Календарь природы", создан мини-огород, закуплено специальное оборудование "Аэросад" для проращивания семян растений, ящики с землей, семена растений, палочки для рыхления, лопаты, лейки, грабли и т.д.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, мы решили, что при реализации данного проекта будет эффективным использование "Книги юного агроинженера", где мы с детьми фиксируем и делаем зарисовки наблюдений за ростом растений.
Создание мини-огорода и "Книги юного агроинженера" позволили осуществить целенаправленное развитие исследовательских навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Проект рассматривает задачи формирования исследовательских навыков у дошкольников и предлагает решения проблем когнитивного развития путем организации ряда мероприятий в детском саду, направленных на изучение окружающей нас природы посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности.
Данный проект позволит дошкольникам формировать знания об окружающем мире с помощью практических навыков. Проект реализуется через взаимодействие участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников и социума.
Качество реализации проекта обеспечивается использованием: нормативно-правовых ресурсов, программно-методического обеспечения, методического обеспечения, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов, информационных ресурсов.
Наш проект реализуется поэтапно:
На первом, подготовительном этапе (декабрь 2021 года) мы определили цель и задачи проекта, собрали информационный материал, составили плана работы с детьми, педагогами, родителями воспитанников и социумом.
На втором практическом этапе (январь - август 2022 года) проводятся запланированные мероприятия по реализации проекта «Юные агроинженеры». Дети рассматривали лук, семена баклажанов, огурцов, фасоли, овса, кресс-салата, цветов (ноготки, бархатцы). С помощью родителей создали мини-огород на подоконнике и дошкольники с удовольствием ухаживали и наблюдали за ростом растений. С воспитанниками систематически проводим познавательные беседы: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей». Очень нравятся детям играть в дидактические игры «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию» и др. Дети с удовольствием проводят занимательные опыты: «Условия, необходимые для роста растений», «Нужна ли вода растениям?», «Почва - что это такое?» и т.д. Были установлены взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек. Совместно с детьми и их родителями придумывали истории о том, как ухаживать за растениями. Результаты экспериментов и наблюдений заносим в "Книги юного агроинженера".
В ходе реализации проекта дети познакомились с художественной литературой об овощах: загадками, стихами, поговорками. Дошкольники вместе с родителями сделали детские книжки с загадками и сказками об овощах. Была оформлена выставка рисунков "От семени к ростку". На данном этапе наша работа продолжается.
На 3–м этапе - заключительном (август 2022 года): мы планируем обобщить знания детей о культурных растениях, научимся формулировать выводы, систематизировать результаты работы в виде альбомов, фотогазет, презентаций, видеороликов.
С педагогами обобщим и распространим опыт работы по реализации проекта через педагогический совет, организацию выставок, участие в конкурсных мероприятиях и на муниципальных мероприятиях, публикации статей и методических разработок по теме проекта в печатных и электронных изданиях разного уровня.
Для родителей и социума планируем распространить результаты проекта и методические рекомендации по совершенствованию различных форм исследовательской деятельности дома через онлайн и оффлайн форматы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что работу можно использовать для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром. Также этот проект может применяться педагогами в практической деятельности. Родители могут применить в домашних условиях.
Наш проект подтвердил, что дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
На всех этапах работы над проектом отмечались: неугасаемый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться. Мы увидели, что экологическое воспитание способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру. Эта работа приносит детям большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле.
Результатами проделанной работы по экологическому воспитанию, проводимой ежедневно, позволяет сделать вывод, о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольников, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Список источников:
—————
Дети с удовольствием играли чувашские подвижные и настольно-печатные игры.